ВС оценит законность уплаты банкротом 17,8 млн рублей алиментов на содержание дочери
По мнению супруги должника, нижестоящие суды не оценили ее доводы об алиментном характере перечислений и документы в подтверждение расходования денег на содержание ребенка.
В июне 2021 года суд признал Владимира Серегина банкротом. В ходе банкротства финансовый управляющий выяснила, что в 2017 - 2020 годах должник подарил своей супруге 17,8 млн рублей. По заявлению ФУ суды трех инстанций признали спорные перечисления недействительной сделкой. Однако супруга должника настаивает, что речь идет об уплате алиментов на содержание дочери должника. Жалоба супруги должника дошла до председателя Экономколлегии ВС Ирины Подносовой, которая пришла к выводу о наличии оснований для передачи жалобы вместе с делом для рассмотрения в СКЭС Верховного суда. Юристы считают, что этот спор может стать практикообразующим (дело А40-144662/2020).
Фабула
В ноябре 2020 года суд ввел в отношении Владимира Серегина процедуру реструктуризации долгов гражданина. А уже в июне 2021 года Серегин был признан судом банкротом.
В рамках банкротства финуправляющий должника Юлия Пустынникова потребовала в суде признать недействительной сделку должника по перечислению супруге с 26 октября 2017 года по 9 января 2020 года 17,8 млн рублей.
ФУ сослалась на положения:
пунктов 1, 2 статьи 61.2 закона о банкротстве,
статей 10, 168 Гражданского кодекса.
По мнению финуправляющего, перечисления должником денег в спорные период и размере совершены безвозмездно для причинения вреда имущественным правам кредиторов и злоупотреблением права.
Суды трех инстанций признали требование ФУ обоснованным. Также определением судьи было отказано в передаче кассационной жалобы в Экономколлегию Верховного Суда. Однако заместитель Председателя ВС, председатель СКЭС И.Л. Подносова пришла к выводу о наличии оснований для передачи жалобы вместе с делом для рассмотрения в Экономколлегии.
Что решили нижестоящие суды
Суды первой и апелляционной инстанций, с выводами которых согласился суд округа, руководствовались:
статьями 10, 168 ГК,
положениями закона о банкротстве,
постановлением Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 № 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Суды пришли к выводу о доказанности наличия оснований для признания оспариваемых платежей недействительными сделками по пункту 2 статьи 61.2 закона о банкротстве и об отсутствии оснований для признания оспариваемых сделок недействительными по статьям 10, 168 ГК.
Оценив представленные в материалы дела доказательства (нотариальные заявления/согласия должника), суды пришли к выводу о продолжении между должником и Светланой Серегиной брачных отношений после формального развода, и, как следствие, осведомленности последней о неплатежеспособности должника.
Отклоняя приведенные в отзыве, апелляционной и кассационной жалобах доводы Серегиной о том, что оспариваемые платежи являются алиментными выплатами на обучение и содержание их несовершеннолетней дочери, суды исходили из назначения платежей - «дарение близкому родственнику», отсутствия указаний на выплату алиментов либо их предназначение: для обучения и/или содержания дочери должника.
Суды также отметили, что соглашение об алиментах между должником и Серегиной не заключалось, судебный акт о взыскании с должника в пользу Светланы Серегиной алиментов не принимался, а представленные ответчиком документы не подтверждают расходования полученных от должника 205 тыс. евро (17,8 млн рублей по курсу ЦБ по состоянию на 27.08.2021 года) на содержание ребенка.
Что думает заявитель
Светлана Серегина указала, что суд первой инстанции не оценивал изложенные ею в отзыве доводы об алиментном характере оспариваемых перечислений и документы, подтверждающие расходование переведенных денег на содержание ребенка.
Ссылаясь на положения статей 80, 81, 83, 103 Семейного кодекса РФ, заявитель указала, что отсутствие письменного соглашения об уплате алиментов, само по себе, не является основанием для освобождения должника от обязанности содержать несовершеннолетнего ребенка и уплачивать алименты.
Размер перечисленных должником алиментов на содержание их несовершеннолетнего ребенка не носил явно завышенный и чрезмерный характер, являлся необходимым для поддержания достойного уровня жизни ребенка, удовлетворения ее разумных потребностей в материальном обеспечении и примерно соответствовал размеру алиментов, который был бы взыскан с должника при установлении алиментов в судебном порядке.
Также заявитель привела доводы, касающиеся квалификации правоотношений между должником и ею при переводах 51 тыс. евро, поскольку такие перечисления являлись действиями должника, направленными на исполнение им поручения Черновой А.Х. (матери Светланы Серегиной) по переводу указанных средств Серегиной.
Что решил Верховный суд
Заместитель Председателя ВС, председатель СКЭС И.Л. Подносова пришла к выводу о наличии оснований для передачи жалобы вместе с делом для рассмотрения в Экономколлегии. Дата заседания еще не назначена.
Почему это важно
Арбитражный управляющий Екатерина Корниенко отметила, что суды в делах о банкротстве граждан все чаще становятся на сторону должников и членов их семей в вопросах исполнения должниками их алиментных обязательств.
Ссылка на источник - probankrotstvo.ru